Главная Микроблоги Знакомства Люди Поиск Фото Музыка Регистрация Добрый день, Гость Вход


forumroditeley.ru


Социальная сеть для всех живет , нам 11 лет!
Здравствуйте. Вы попали на форум родителей, где нет вообще никакой назойливой рекламы!
Сайт сделан для людей, для вас, для тех, кто ищет новые знания и ответы на свои вопросы.
Вкусные рецепты, неспешное общение, узнать законы и льготы, вопросы отношений,
скачать прямой ссылкой книги, новые знакомства, истории людей,
воспитание детей, завести блог и писать свои мысли, все о свадьбах,
здоровье и уход за собой, полезные идеи для вашего дома - море информации в нужных разделах!
У нас есть: сам форум, фотоальбомы, чат, блоги, доска объявлений,
микроблоги, слушать онлайн радио, онлайн игры и многое другое.


Мы не воруем Ваше время - мы даем возможность узнать мир лучше!

Секретные германские аэродромы, построенные в Заполярье в тылу советских войск

В этой теме отвечено 1 раз и проглядели 7706 раза!

 
Начать новую тему   Ответить на тему    forumroditeley.ru -> С миру по нитке.Всего понемногу -> История Великой Отечественной Войны

Просмотров темы Секретные германские аэродромы, построенные в Заполярье в тылу советских войск: 7706
Общая оценка: 0.00 :: Минимальная оценка: 0 :: Максимальная оценка: 0 :: Всего оценило: 0
Понравилось? Оцените по пятибальной шкале!
Выберите оценку: 
Страница 1 из 1
Автор Сообщение
администратор
администратор
Не онлайн
Зарегистрирован: 2011-09-27
Рейтинг:
живет тут 4566 день
Сообщ.: 9375

Темы: 5105
Откуда Вы: Новая Усмань, Воронежская обл
Страна: russia.gif
Сообщение 11-Апр-15 09:48      #1  [дать ссылку]    
Во время Великой Отечественной Войны, глубоко в советском тылу, в Заполярье находился секретный немецкий аэродром, использовавшийся для возможности прерывания союзнических коммуникации на Севере.

Цитата:
Был обнаружен группой "Поиск" только в 1989 году.


Ранним утром 5 ноября 1942 года с аэродрома "Ягодник", что под Архангельском, взлетели два истребителя Пе-3, лейтенантов Александра Устименко и Виктора Горбунцова. Ведущим шел Устименко, как наиболее подготовленный и имевший боевой опыт, о чем свидетельствовал орден Ленина на его гимнастерке. Вместе с ним летели штурман лейтенант Кузьма Банцев и пассажир - начальник штаба Беломорской авиагруппы Северного флота полковник Федор Попов. Ему предстояло руководить действиями флотской авиации против неприятельских кораблей, все чаще появлявшихся в наших арктических водах.

Дело в том, что после разгрома союзного конвоя РQ-17 в июле 1942 годa англичане и американцы задержали следующий РQ -18 до сентября, а потом и вовсе приостановили поставки военных грузов в нашу страну морем. Почти одновременно противник активизировал действия против советских судов не только в Баренцевом море, как было до сих пор, но и в Карском. Только в августе тяжелый крейсер "Адмирал Шеер" совершил набег на Диксон, потопив при этом ледокольный пароход "А. Сибиряков", подводная лодка У-209 у Новой Земли атаковала буксир и две баржи - погибло 305 человек, немецкие бомбардировщики все чаще совершали налеты на Архангельск. Наше командование в сентябре усилило противовоздушную оборону этого порта, направив на ближайшие к нему аэродромы 104-ю авиадивизию, 95-й истребительный авиаполк, оснащенный двухмоторными, двухместными дальними истребителями Пе-3, и часть самолетов 78-го авиаполка. Несколько раньше была создана Новоземельская военно-морская база, и гидросамолеты начали вести разведку вражеских субмарин в проливах и Карском море. Вот для координации действий авиации на этом театре военных действий и командировали опытного штабиста Попова, что означало и исключительную секретность полета пары Пе-3. До определенной точки маршрута с экипажами даже не поддерживалась радиосвязь. Но когда ее установили, то почти сразу же она прервалась - навсегда...

Сорок шесть лет тайна гибели двух боевых самолетов оставалась неразгаданной.

Летом 1988 года в ходе экспедиции группы "Поиск" в районе Окулово озера были найдены обломки Пе-3 № 40415 и останки трех летчиков. После того, как погибший самолет был вытащен на сухое место, по документам, обнаруженным у погибших удалось установить, что перед поисковиками лежал экипаж лейтенанта Александра Устименко.

Удивительное открытие принес поисковикам детальный осмотр сбитого самолета

Оба борта самолета были иссечены пушечно-пулеметными очередями. При этом, практически все пробоины были необычно крупного диаметра (не меньше 30 миллиметров). Сразу было видно, что самолет упал на землю не из-за неисправности двигателей или ошибки пилота. Но кто же так далеко от передовой, в этой глухой архангельской тундре глубокого советского тыла, пушечно-пулеметным огнем мог расстрелять один из лучших советских самолетов? Скорее всего - дальние немецкие истребители Ме-110 или модифицированный Ю-88.

Однако, по всем расчетам получалось, что для появления здесь «110-х» или «88-х», им было необходимо, допустим из Луостари или Лоухов по прямой пролететь весь Кольский полуостров, Горло Белого моря и углубиться на советскую территорию, быстро отыскать здесь советский самолет, очень быстро его уничтожить, и немедленно ложиться на обратный курс. И это без расчета обхода зон советских ПВО или районов, где моторы приходилось использовать в форсированном режиме.
Выходит, либо немецкие летчики, точно знали в какое время и в какой точке маршрута появятся советские истребители, либо у немцев была возможность длительное время ожидать появления в контролируемом районе советских самолетов, и затем из засады внезапно атаковать их.

Для проверки этой версии в июле 1989 года летчики произвели аэрофотосъемку одного из "подозрительных" районов и близ Окулова озера обнаружили заброшенную, удлиненную площадку, напоминавшую аэродром.

Обследование найденной ВПП подтвердило, что это действительно аэродром, причем не наш, а именно немецкий, о чем свидетельствовало покрытие взлетно-посадочной полосы пластинами рурской стали. Были найдены полуразвалившиеся жилые постройки, сооружения для обслуживания боевой техники. Позже геологи Юрасской разведэкспедиции рассказали, что в том районе находили бочки из-под горючего, в маркировке которых имелась свастика. Они же встречали старых охотников-промысловиков, видевших здесь во время войны немецких солдат.

До настоящего времени нет единого мнения об истинном предназначении тайных немецких аэродромов в Архангельской области.

Существует несколько версий:
- Секретный аэродром был действительно предназначен для перехвата советских самолетов.
- Аэродром у Окулова озера использовался немецкими летчиками как аэродром «подскока» специальных самолетов метеорологического звена и самолетов дальней авиации ФВ-200 («Кондор» или «Курьер»), обеспечивавших снятие немецких метеорологических партий из районов западного сектора Северного морского пути.
- Вместе с аэродромами в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области аэродром у Окулова озера обеспечивал заброску диверсионных групп «Предприятия «Цеппелин». Заброска небольших групп и одиночных агентов за линию фронта, как правило, проводилась фронтовыми абверкомандами и мельдекопфами (передовые филиалы абверкоманд) на самолетах специальной авиаэскадрильи с Псковского, Рижского и Смоленского аэродромов.

С какой целью был создан этот тайный аэродром?

Возможно, в соединении с тайными аэродромами на новоземельских мысах Константина и Пинегина, а также у архангельских сел Мегра и Погорелец, он составлял одно из «звеньев» в цепи положений пресловутого «Генерального плана «Ост»? Плана, в соответствии с которым, немецкие подводные лодки, создавая по пути топливные склады для гидросамолетов Люфтваффе, вывозили с Таймыра некие грузы, а гросс-адмирал Эрих Редер создал в дельте реки Лена секретную базу с большим запасом керосина и дизельного топлива. Того же плана, который предусматривал как уничтожение славян, так и полную «германизацию» всей западной части Советского Союза вплоть до Урала.

Основная версия. Секретный аэродром был действительно предназначен для перехвата советских самолетов.

К этому времени немцы располагали своеобразной подсказкой в установлении маршрута и графика полета советских самолетов, прикрывавших союзные конвои. 5 сентября 1942 года на разбившемся у Варде (по другим данным Вадсе) английском бомбардировщике «хэмпден» германская разведка захватила секретные документы, касающихся перехода полярных конвоев PQ-17 и PQ-18. Здесь же, они заполучили расшифровку одного из приказов по 95-му истребительному полку ОМАГ. Возможно, этот приказ, каким-то образом касался перехода PQ-18 и последующих одиночных переходов союзных кораблей через Атлантику.

Меж тем еще летом 1942 года Великобритания и США ускорили договорные поставки самолетов для Советского Союза. Перегонять самолеты предполагалось с трех направлений: с востока - через Аляску, с севера через порт Архангельск и вологодские аэродромы, с юга – через Иран и Афганистан.

Но у Архангельска советские ВВС имели всего 2 полевых аэродрома.

При этом они не отвечали необходимым для союзников требованиям. Аэродромы были островными и малыми по размерам.

Прилегающая к городу тайга практически повсеместно была заболочена. И главное – она не подлежала дренажированию, столь необходимому для строительства бетонированной полосы.

Потому то и было принято решение строить для доставляемых союзниками самолетов деревянную взлетно-посадочную полосу: 400 метров в длину, 60 метров – в ширину.

Для будущего аэродрома подобрали большое открытое пространство среди таежного леса недалеко от нынешнего поселка Катунино. Почва здесь была малозаболоченной и позволяла построить надежный деревянный настил. В короткое время к строящемуся аэродрому подвели электролинию, железнодорожную ветку, установили 4 пилорамы. Все сооружения для сборки самолетов, деревянную взлетную полосу и железнодорожную ветку строили заключенные из соседнего лагеря НКВД.

Аэродром появился очень быстро. Вскоре по железнодорожной ветке из Архангельска начали прибывать первые самолеты из порта Архангельск. Техническую команду, которая собирала самолеты, составляли англичане, а также три американских летчика: капитаны Луис и Элисон, и старший лейтенант Замке, которые испытывали собранные крылатые машины.

Перегонку новых самолетов обеспечивали советские летчики из особой группы полковника Бориса Смирнова: Николай Храмов, Иван Макренко, Константин Коккинаки, Виктор Мошин, Николай Козлов, инженер Лазарев и его помощники Часовиков и Баранов.

После окончания поставок английских и американских самолетов, советские летчики использовали этот аэродром как запасной.

Но вернемся к исчезнувшей 5 ноября 1942 года советской паре «петляковых» и обнаруженному тайному аэродрому.

Если посмотреть на карту Архангельской области, то сразу же можно увидеть, что аэродром-засада находиться как раз посередине между только, что построенным аэродром для перегоняемых самолетов союзников и маневренным советским аэродромом у Поноя, где с июля 42-го, в непосредственной близости от Баренцева моря, постоянно находилось сразу несколько «петляковых» из ОМАГ.

С него было удобно перехватывать как советские самолеты, взлетающие с архангельских аэродромов, так – и самолеты с «понойского» аэродрома или над полуостровом Канин, куда в те же дни была перебазирована самолеты из 2-й ОМАГ.

По странному стечению обстоятельств (а может, и - нет), именно в этом своеобразном «треугольнике» истребительные полки ОМАГ понесли самые значительные потери. Конечно, можно увидеть в том слабую подготовленность советских летчиков к полетам в сложных погодных условиях Заполярья. Но, не стоит отбрасывать и возможность воздушных засад, на которые летчики Люфтваффе были мастерами. Вот только несколько примеров, ставших известными заполярным поисковикам:

1. 25 июля 1942 года самолет Р-6 из состава 2-й ОМАГ (командир старший лейтенант М.Николашин, штурман старший лейтенант В.Никипелов и два бортстрелка) в полете внезапно загорелся и упал на полуострове Канин. Подробностей об этой катастрофе до сих пор нет. После войны упавший самолет был найден в точке с координатами 67 градусов 20 минут северной широты 44 градуса 05 минут восточной долготы.

2. 21 ноября 1942 года у северной части полуострова Канин исчез Пе-3 из 1-й эскадрильи 95-го истребительного полка (командир старший лейтенант Борис Михин, воздушный стрелок-бомбардир лейтенант Николай Никульников). В тот день экипаж Михина был ведомым у подполковника Анатолия Жатькова. Они прикрывали от немецких бомбардировщиков конвой союзников, идущий в Архангельск.

Задание было успешно выполнено. Но Михин на базу не вернулся.

Пропавший самолет с номером «17» был найден оленеводами из села Неси на хребте Камень у речки Тендер (гора Горелая, северная часть полуострова Канин) в июне 43-го. При этом и летчик, и штурман лежали с раскрытыми парашютами. Когда же в 1980 году к месту катастрофы пришли поисковики из ВВС СФ, то даже беглый осмотр показал, что в момент падения, у истребителя не работал один двигатель.

3. 6 марта 1943 года со специального задания не вернулись два ближних разведчика МБР-2 из состава 2-й ОМАГ. Экипаж первого составляли: старший лейтенант Александр Тузов, штурман Бараненков и стрелок-радист Козенов. Экипаж второго: старший лейтенант Евгений Фомин, штурман Зорин и стрелок-радист Мощинский. Последний доклад с борта одного из разведчиков был плановым: «Слышу хорошо. Ждите».

Оба самолета были найдены пограничниками через несколько дней в восточной части Кольского полуострова (в 1 километре от приметной сопки). Причину гибели самолетов установить не удалось.

4. В 15 километрах северо-западнее поселка Варзуга (рядом с Мельничным ручьем, на территории Умбозерского лесхоза) в 1947 году найден советский истребитель Пе-3 младшего лейтенанта Ивана Новикова (воздушный стрелок-радист младший лейтенант Михаил Соколов, бортовой номер «18»), среди обломков которого, кроме экипажа, были найдены останки еще нескольких человек. Как удалось установить после окончания войны, это могли быть: заместитель командира авиаэскадрильи по политической части капитан Григорий Стерин, а также старшие техники-лейтенанты Цезарь Брайтман и Иван Дробный.

А через 12 лет восточнее поселка (в районе Бабозера) был найден еще один «петляков» (с бортовым номером «15»). Его экипаж: командир младший лейтенант И.Свириденко, штурман – младший лейтенант С.Лудцев, а также старшие техник-лейтенанты И.Бойцов и В.Грудин были похоронены местными жителями в поселке Краснощелье.

Оба самолета 8 мая 1943 года участвовали в перебазировании пяти самолетов Пе-3 (командир группы капитан В.Куликов) на запасной аэродром (вероятно, либо аэродром на Поное или - на полуострове Канин) с целью прикрытия союзных конвоев, идущих в Архангельск.

Это лишь несколько случаев исчезновения самолетов отдельных морских авиагрупп, внешне связанных между собой лишь близкими районами гибели. А сколько еще неизвестно?

Версия вторая. Аэродром у Окулова озера использовался немецкими летчиками как аэродром «подскока» для специальных самолетов метеорологического звена и самолетов дальней авиации ФВ-200 («Кондор» или «Курьер»), обеспечивавших снятие немецких метеорологических партий из районов западного сектора Северного морского пути. Вот только несколько тайных метеостанций, личный состав, которых был заброшен сюда, или эвакуирован с помощью самолетов Люфтваффе:

1. «Банзе». Создана 25 сентября 1941 года на архипелаге Шпицберген. Экспедиция доставлена транспортным самолетом Ю-52;

2. «Деревянный глаз» или «Лесной глаз». Создана в августе 1942 года в бухте Ганза (на восточном побережье острова Гренландия). 25 марта 1943 года экспедиционный лагерь был атакован специальной группой гренландского патруля. Часть немецкого отряда была взята в плен. Но части – удалось спастись, и она была вывезена немецким гидросамолетом До-26;

3. «Виолончелист». Экспедиция работала с 1943 года на востоке Гренландии.

22 апреля 1944 года ледяной лагерь был обнаружен санным дозором гренландского патруля. 3 июня немецкие полярники были вывезены самолетом Ю-290 в Тронхейм;

4. «Кладоискатель». Создана в 1943-1944 г.г. (имеются данные, что склады базы советские летчики наблюдали еще в 1942 году, а первый немецкий самолет здесь был обнаружен еще в марте 1941 года) на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца - Иосифа). Часть снаряжения отряда доставлена самолетами (в 1951 году на территории базы были найдены грузовые парашюты).

Весной - летом 1944 года личный состав отравился медвежьим мясом, и экспедиция в спешном порядке была эвакуирована гидросамолетом БФ-138.

К слову. По непонятной причине немецкая взлетная полоса в послевоенное время советскими летчиками не использовалась, хотя, зимой она требовала минимального количества трудозатрат на свое обслуживание, а летом – оттаивала раньше всех сооружений на острове;

5. С началом Великой Отечественной войны - была создана взлетная полоса и радиостанция на острове Междушарский (у входа в новоземельскую Белушью губу). Затем появились взлетные полосы на мысах Константина и Пинегина (северный остров архипелага).

На Междушарском первый немецкий самолет Хе-111 с норвежского аэродрома Банак приземлился в июле 1941 года. Позже (13 октября 1942 года) в средней части западного побережья Междушарского была установлена автоматическая метеорологическая станция «Крот». Метеостанция была установлена приблизительно в трех километрах от береговой черты и на таком же расстоянии к югу от реки у западной оконечности острова.

Неожиданно, после посадки на остров, «111-й» был атакован советским самолетом МБР-2. При аварийном взлете немецкий самолет получил повреждения. От уничтожения немецкого «метеоролога» спас неожиданно подоспевший в район Ю-88 (откуда он появился именно в эти минуты?), который затем обеспечил уход «хенкеля» в Норвегию.

Версия третья. Вместе с аэродромами в Лешуконском и Мезенском районах Архангельской области тайный аэродром у Окулова озера обеспечивал заброску диверсионных групп «Предприятия «Цеппелин».

О планах руководства германской разведки может говорить такой факт, что в августе 1943 года в зону ее действия была включена территория Советского Союза до Белого моря включительно, а также передовые районы западной части Северного морского пути.

Хорошо известно, что до начала Второй мировой войны немцы делали ставку на заброску в ближние тылы противника агентуры, которую готовили в разведывательно-диверсионной школе при штабе «Валли».

После окончания курса обучения агенты забрасывались вплоть до Северного Урала, как правило, на самолетах специальной авиаэскадрильи с Псковского, Рижского и Смоленского аэродромов. Быть может этой авиаэскадрилье и понадобились тайные аэродромы в Архангельской и Вологодской областях.

Версия четвертая и не последняя. Это был тайный аэродром для самолетов-разведчиков специальной группы полковника Ровеля.

В Первую мировую войну Теодор Ровель был простым летчиком-наблюдателем. В 1934 году он создал маленькую эскадрилью из опытных летчиков и бортмехаников, которая базировалась на берлинский аэродром Штаакен, получившую наименование «Экспериментальный пост высотных полетов» (через год она была переименована в «Эскадрилью особого назначения»).

Одной из первых задач, успешно выполненной воздушными разведчиками Ровеля, стало фотографирование в 1934 году военно-морской базы Кронштадт, а также промышленных районов Ленинграда, Минска и Пскова.

В конце 30-х особая эскадрилья получила самые новые воздушные разведчики Хе-111, вооруженные самой современной оптикой, изготовленной фирмой «Карл Цейс», позволявшей делать четкие фотографии с больших высот. В случае необходимости, эскадрилья Ровеля работала под прикрытием компании «Дейче Люфтганза», и после августа 1939 года выполнила несколько коммерческих рейсов на Москву.

С началом Второй мировой войны эскадрилья Ровеля была преобразована в разведывательный полк особого назначения, и получила самолеты Ю-88 и Ю-86, До-214 и До-217, Хе-410 и «Хеншель - 130». Все самолеты группы Ровеля закачивались в двигатели специальной кислородно-азотной смесью, что улучшало их летные характеристики на рабочих высотах от 7 до 12 тысяч метров, где воздушные разведчики немцев могли легко уходить от истребителей противника.

Особо примечательными среди них были:

- Ю-86P и R. Модификации имели усовершенствованные дизельные двигатели Юмо-207А и Юмо-207В-3. Последний был оснащен системой форсирования мощности GM-1, которая обеспечивала полеты на высоте до 14 тысяч метров;

- До-217Р – имел практический потолок полета до 15 тысяч метров. Возможно, не менее интересными были и другие типы разведывательных самолетов, но о них пока нет данных.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны полк Ровеля начал производить полеты от линии фронта до Урала включительно. Своеобразным подтверждением тому может стать информация, полученная в 2003 году поисковикам из Нарьян-Мара (правда, ее все же следует внимательно проверить).

Долгое время считалось, что в районе поселка Усть-Кара лежат обломки четырехмоторного тяжелого советского бомбардировщика ТБ-7 (в различные годы его называли как АНТ-42 и Пе-8). Всего в Советском Союзе было построено не более 80 этих воздушных гигантов (причем часть из них с пятью моторами), специально предназначенных для полетов в условиях разреженного воздуха (на высоте до 12 000 метров). И уточнить судьбу каждой такой крылатой машины, вероятно, - не слишком сложно. Но, вот, что необычно.

Рядом с обломками у Усть-Кары находятся 3 безымянных могильных холмика с крестами. А ведь в составе экипажа ТБ-7 было от 8 до 12 человек. Получается, что часть экипажа при посадке могла уцелеть и оставить об аварии хоть какую-то информацию, либо – сообщить о происходящем на борту в Амдерму, на Диксон или в Хабарово. Но не в одном архиве не удалось отыскать информации об аварии столь необычного самолета в районе Байдарацкой губы или где-то поблизости.

Более того, уже в наши дни, поисковикам удалось отыскать нечто, позволившее предположить, что здесь лежат обломки и погибший экипаж немецкого самолета.

Если это предположение соответствует истине, то здесь могли «приложить свою руку»: либо заполярная непогода, либо, советские летчики-испытатели высшей квалификации из особой советской авиагруппы специально созданной для пресечения высотных полетов немецких разведчиков Ровеля.

Практическое подтверждение факта гибели немецкого самолета на берегу Байдарацкой губы может стать очередным «камешком», который укрепить наши познания о постоянно подвергаемой критике советских ветеранов и историков «системе» III Рейха в советском секторе Арктики.

К слову. О продуманности такой «системы» может говорить даже такой факт (правда, внешне совершенно не связанный непосредственно с группой Ровеля).

Если посмотреть на карту Мурманской области, то сразу же можно заметить приметную «стрелу», созданную здесь самой природой.

«Оперением» стрелы является Ура-губа, «древком» - продолжающие друг друга озера Кядельявр и Нялъявр, а «наконечником» - Урдозеро. Она словно бы кому-то показывает направление от побережья Баренцева моря (из хорошо различимого с любой высоты Мотовского залива) вглубь Кольского полуострова.

И Великая Отечественная показала, что эта «стрела» служила надежным ориентиром для немецких летчиков.

Все годы войны немецкие и советские войска в Заполярье были разделены неширокой рекой Большая Западная Лица. Над ее берегами постоянно шли ожесточенные воздушные бои. И, если, после их окончания, подбитые советские самолеты старались тянуть в сторону Кольского залива, то немецкие – тянули в сторону Урдозера.

Здесь, еще летом 1941 года, было определено место для сбора немецких летчиков со сбитых самолетов. Отсюда же их забирала четырехмоторный «гамбург», взлет которого обязательно прикрывали «мессершмитты».

В сентябре 1941 года немецкая летающая лодка была здесь уничтожена

Правда, после войны появилась информация, что весной 1943 года здесь же, над Урдозером, истребителем одного из полков 16-й гвардейской авиадивизии была сбита еще одна летающая лодка («Арадо-199»), позже добитая на озере экипажем 235-го авиаотряда (летчик Владимир Бурдин, авиатехник Алексей Соколов).

Вроде бы небольшая «деталь» в обеспечении полетов немецкой авиации над Кольским полуостровом, но даже она с немецкой пунктуальностью была продумана либо заблаговременно, либо – уже в дни войны.

Вот только несколько первичных версий. Они разнообразны, и порой выглядят фантастично. Но за прошедшие послевоенные годы так никто и не попытался детально разобраться в них. Даже опытные летчики соединений фронтовой авиации Люфтваффе лишь слышали об этом «краем уха». Но кто-то же может знать о тайных аэродромах значительно больше?

До настоящего времени нет единого мнения об истинном предназначении таких аэродромов в Архангельской области. Больше того, отдельные российские историки и знатоки немецкой авиации, а порой, и немецкие исследователи истории Люфтваффе, ставят под сомнение сам факт существования тайных немецких аэродромов на Архангельской земле. Но, повторюсь, ведь для решения каких-то задач они все же были построены далеко за линией фронта.

Кроме того, почему же архангельские геологи и поисковики нашли на беломорско-кулойском плато сбитого «петлякова» лейтенанта Устименко? И почему на родной аэродром не вернулся Пе-3 № 40414 и экипаж старшего сержанта Горбунцова?
-Это был тайный аэродром для самолетов-разведчиков специальной группы полковника Ровеля.

Источник
Вернуться к началу

Поделиться в LiveJournal Поделиться в Liveinternet Blogger.com Поделиться на Tumblr Добавить в закладки i.ua Добавить в закладки в folkd Добавить в imgfave Пост! Добавить в xerpi

Мануал - как поделиться с друзьями в сетях - откроется в новой вкладке
марго3
житель
Не онлайн
Зарегистрирован: 2015-12-07
Рейтинг:
живет тут 3034 день
Сообщ.: 103

Темы: Нет
Сообщение 07-Дек-15 15:27      #2  [дать ссылку]    
мда.........
Вернуться к началу

Поделиться в LiveJournal Поделиться в Liveinternet Blogger.com Поделиться на Tumblr Добавить в закладки i.ua Добавить в закладки в folkd Добавить в imgfave Пост! Добавить в xerpi

Мануал - как поделиться с друзьями в сетях - откроется в новой вкладке
Заголовок новой темы
Форум для новой темы
 
Страница 1 из 1
Показать сообщения:   
Секретные германские аэродромы, построенные в Заполярье в тылу советских войск
Начать новую тему   Ответить на тему    forumroditeley.ru -> С миру по нитке.Всего понемногу -> История Великой Отечественной Войны Часовой пояс: GMT + 3

 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы
Вход
Имя:    Пароль:      Автоматически входить при каждом посещении    


Наши сервисы

На правах рекламы

Анонимное голосование

Нравится

Форум родителей живет
Форум для подростков и приемных детей, для родителей школьников и усыновителей,
где опыт мам и пап важен для всех в общении.
Родительский сайт по разделам где есть статьи, по городам где общие интересы в эфире.
Социальная сеть родителей, бабушек и дедушек - это аудитория охвата по Грузии, Казахстану, Азербайджану, Молдова и стран СНГ

Все материалы сайта представлены только для ознакомления. При копировании материала ссылка на forumroditeley.ru обязательна!

sitemap     карта форума | Статистика визитов поисковых ботов | Выдача в поисковиках | слова | Мы в сетях

Написать админу

Яндекс.Метрика
Powered by phpBB © 2001, 2011 phpBB Group форум общения родителей ©27.09.2011-2024