Социальная сеть для всех живет , нам 12 лет!
Здравствуйте. Вы попали на форум родителей, где нет
вообще никакой назойливой рекламы!
Сайт сделан для людей, для вас, для тех, кто ищет новые знания и ответы
на свои вопросы.
Вкусные рецепты, неспешное общение, узнать законы и льготы,
вопросы отношений,
скачать прямой ссылкой книги, новые знакомства, истории людей,
воспитание детей, завести блог и писать свои мысли, все о свадьбах,
здоровье и уход за собой, полезные идеи для вашего дома - море
информации в нужных разделах!
У нас есть: сам форум, фотоальбомы, чат, блоги, доска объявлений,
микроблоги, слушать онлайн радио, онлайн игры и многое другое.
Мы не воруем Ваше время - мы даем возможность узнать мир лучше!
Просмотров темы Расправа над мирными: что делали поляки в городе Брест 22 июня 1941 года: 5377 Общая оценка: 0.00 :: Минимальная оценка: 0 :: Максимальная оценка: 0 :: Всего оценило: 0
Понравилось? Оцените по пятибальной шкале!
Страница 1 из 1
Автор
Сообщение
администратор
администратор Не онлайн
Зарегистрирован: 2011-09-27 Рейтинг: живет тут 4816 день
Что происходило в белорусском Бресте после 22 июня 1941 года, чаще говорят о событиях героической обороны Брестской крепости. Однако мало кто знает, что в тот момент вторгнувшихся немцев поддержало польское меньшинство города, которое восприняло нападение Гитлера на СССР как карт-бланш для мести коммунистам.
Немирный Брест
Если знать историю, до начала Второй мировой войны основная часть Брестской области входила в состав Полесского воеводства Польской Республики. Поляки составляли в этой части Восточных кресов лишь 15% населения (по результатам переписи 1931 года). Все эти жители были патриотично настроенные. Среди них выделялись «осадники» – бывшие военнослужащие, которым в 1920-х годах правительство Польши стало раздавать землю на востоке страны. После присоединения Бреста и окрестностей к Советской Белоруссии множество поляков ушло в националистическое подполье.
Цитата:
«Идея борьбы поляков на два фронта как против Советов, так и против Германии, имела значительную поддержку среди польского населения Брестской области», – отмечает исследователь Екатерина Савинова.
Польское меньшинство особенно ожесточилось после того, как в феврале 1940 года сотрудники НКВД депортировали из Брестской области во внутренние районы СССР 38 тысяч человек, так как накануне по результатам разведки могла быть война. Депортировали всех из приграничных районов на границе СССР. Судьба ещё 10 тысяч поляков, подвергшихся репрессиям, осталась неизвестна, ходили слухи об их гибели. Эшелоны с тысячами репрессированных, среди которых было немало поляков, продолжали уходить на восток вплоть до 21 июня 1941 года. Помимо «замирения» вновь присоединённого края чекисты решали таким образом жилищный вопрос – семьи новых руководителей Бреста и области нужно было где-то расселять. Всё это объясняет, почему поляки, ещё два года назад оборонявшие Брест от немцев, в 1941 году восприняли их приход доброжелательно.
События начала Войны - 22 июня
Около 8:30 утра в Бресте, куда уже вошли первые немецкие части, началось стихийное восстание антисоветски настроенных граждан. По-видимому, многие готовились к этим событиям заранее, запасаясь оружием. Близость начала войны ни для кого в Бресте не была секретом – слишком большое количество немецких войск сконцентрировалось за Бугом. О грядущем нападении свидетельствовали в том числе перебежчики из немецкого Генерал-губернаторства.
Роль первой скрипки в бунте принадлежала полякам, как наиболее пострадавшим от советской власти. Своими врагами они считали коммунистов и их жён-«советок», а также остальных «восточников» и евреев. Первыми под удар попали эвакуирующиеся.
Цитата:
«В городе начинается хаос – неизвестные стреляют с чердаков и балконов. Идёт грабёж квартир бежавших из Бреста «восточников». Стало известно и о том, что банды пытаются нападать и на тех, кто выходит из города», – повествует о событиях 22 июня историк Ростислав Алиев в книге «Штурм Брестской крепости».
На улице Белостокской неизвестные обстреляли из ружей и пулемётов грузовик с семьями чиновников. Огонь вёлся и по легковым автомобилям, на которых партийные деятели пытались уехать из города. Со стороны брестского почтамта прозвучало несколько очередей из ручного пулемёта – целью нападавших был областной военкомат.
Одновременно с немцами бунтовщики устремились к тюрьме на улице Зигмунтовской, чтобы спешно освободить родственников и друзей. В заключении находились 4 тысячи человек. Одним из тех, кто вышел на свободу 22 июня, был, например, католический священник Казимир Свёнтек (впоследствии кардинал).
Бывшие узники активно помогали оккупантам охотиться на сотрудников НКВД, которые, пользуясь начавшейся неразберихой, пытались раствориться в толпе и сбежать.
Немецкая оккупация с польским акцентом
После занятия фашистами Западной Белоруссии многие местные поляки устроились работать в немецкие административные структуры. Фактически довоенные польские чиновники возвращались на свои места. Поляки, по словам историка Ежи Туронека, заняли ключевые позиции в городских и уездных управах. Они же командовали силами вспомогательной полиции. Впрочем, другая часть поляков оказывала немцам сопротивление, вступая в Армию Крайову или советские партизанские отряды.
Накануне нападения Германии на СССР жители Бреста ...знали, что скоро война вернется в город. О возможности боевых действий говорили почти все. Но большевистское руководство пыталось делать вид, что за Бугом нет концентрации немецких войск, что Гитлер-союзник Кремля, что немцы готовятся к переброске войск в Индию, для борьбы против британцев.
В период с осени 1939-го по лето 1941 годов в Брест приехало большое количество советских чиновников, военнослужащих и членов их семей.
«Помню, дочь наших соседей бегала по двору и радовалась, что ее отца переводят куда-то под Брест, так как он был чиновником в заготовительной конторе», — вспоминает моя бабушка, которая родилась и провела молодость в Рязани. Вот такие рязанские, тверские, ленинградские, московские товарищи ехали в западные области БССР «по служебным делам».
Одной из этих командировочных была и Елизавета Костякова из города Покров, что под Москвой. Она в январе 1940 года приехала к мужу-замполиту отдельного противотанкового дивизиона. Молодая семья жила в доме, построенном еще до войны польскими военными. Как вспоминала сама Елизавета, Офицерские жены в Бресте образца 1941 года - это молодые, чаще деревенские девушки из российской глубинки. Они получили возможность посмотреть мир, увидеть новые, еще не советские города, обзавестись новым европейским гардеробом, предметами быта, а если посчастливиться, то и пожить в доме, где «до войны» жил какой-то фабрикант, граф, или другой «представитель состоятельного класса».
В общем, накануне нападения Германии на СССР в Бресте находилось большое количество воинских частей РККА. Здесь дислоцировались подразделения 28-го стрелкового корпуса, 6-й стрелковой дивизии, 42-й стрелковой дивизии, 22-й танковой дивизии, 33-й инженерный полк, 17-й Краснознаменный пограничный отряд и 132-й конвойный батальон внутренних войск НКВД СССР.
Отдельную роль в жизни города играли сотрудники Рабоче-крестьянской милиции (ПСМ) и внутренних войск НКВД СССР. Если первые в основном занимались обычной для милиционеров работой, связанной с охраной правопорядка, то других привлекали к охране и конвоированию так называемого «польского контингента». Речь идет, прежде всего, о 132-м конвойном батальоне, который располагался в Брестской крепости. Солдаты упомянутой части охраняли и городскую тюрьму (бывший польский следственный изолятор) № 23 на улице Зигмунтовской. Весной 1941 года в этой тюрьме находилось около 4 тысяч человек, среди которых было много польских граждан.
Один из главных линейных участков ПСМ находился на железнодорожной станции Брест-Центральный. В ночь на 22 июня 1941 года там несли службу около 30 милиционеров.
Как упоминали выжившие защитники здания вокзала, за несколько часов до нападения немцев в городе на Буге начали исчезать свет и связь. А до того в Бресте начали появляться неизвестные лица, часто в советской военной форме. На них обращали внимание милиционеры, но, парадокс, никого не задерживали. Мол, ремонтируют столбы, охраняют пути, проверяют — так и должно быть.
В период с 19 по 21 июня 1941 года солдаты 132-го конвойного батальона Внутренних войск НКВД СССР этапировали эшелоны с заключенными из Брестской, Пинской и Барановичской тюрем. Поезда с арестованными направлялись в Горьковскую область. В ночь с 21 на 22 июня военные НКВД также сопровождали «спец контингент», который следовал по маршруту Брест – Москва – Брест. Наконец, накануне нападения нацистов на Советский Союз из Брестской крепости в городскую тюрьму, которая находилась в центре города, направились новые посты и караулы.
А скоро начался ад. Немцы обстреливали город на Буге, его окраины, а также крепость из артиллерии, начали массированный авианалет. Когда взрывы прекратились, рядом со зданием железнодорожного вокзала появилась пехота вермахта. Милиционеры под командованием начальника линейного отдела Андрея Воробьева направились к западному мосту. Второй отряд ПСМ под командованием старшины Павла Боснева занял оборону на привокзальной площади. Третий отряд оборонялся на Ковельском мосту. Милиционеры заняли круговую оборону, но силы были неравными. Уже в 5 часов на Западном мосту начался кровопролитный бой. Через некоторое время немцы смогли вытеснить милиционеров и красноармейцев в здание вокзала. Далее была защита в подвалах. Немцы не смогли выбить защитников из их «крепости» и пустили в подвалы или дым, или газ, от которого милиционеров и красноармейцев начало тошнить. Позже нацисты начали затапливать подвал, но несколько защитников вокзала все же спаслись.
Не менее трагическая ситуация произошла и в центральной тюрьме Бреста. Ее комендант пытался организовать оборону. Бойцы 132-го конвойного батальона засели в окнах и наблюдали за тем, как немцы подходят к зданию. На вооружении «зеленых фуражек» было 17 винтовок и один «Максим». Несмотря на это, бой все же состоялся. И сейчас на стенах бывшей тюрьмы, в которой сегодня находится швейная фабрика, видны следы от пуль. Вскоре охрана тюрьмы начала разбегаться по городу. В результате вся внутренняя документация НКВД попала в руки немцев. Узники начали выбивать двери камер и выходить на свободу. С их помощью немцы начали настоящую охоту на бывших охранников и надзирателей тюрьмы. Те, кто попадал в руки, были расстреляны на месте.
В бой против немцев вступили и солдаты 132-го конвойного батальона Внутренних войск НКВД в Брестской крепости. Враг переплывал реку на лодках, а «охранники» отбивались из окон казармы. Стоит отметить, что большинство командиров и офицеров батальона находились в командировках, были ли в Бресте, и пробиться в место расположения своих подчиненных не смогли. В тюрьме Бригитки энкеведешники оказались в ловушке. Снаружи наступали немцы, а в камерах сидели польские военные и гражданские, которые также стремились поквитаться с «вертухаями». Вскоре немцы уничтожили сопротивление бойцов конвойного батальона и захватили тюрьму. Позже часть «охранников», выживших в боях, пытались пробиться из крепости, однако большинство из них попали в немецкий плен.
Во время, когда защитники Брестской крепости вели тяжелые бои против немцев, в самом городе сложилась не менее трагическая ситуация. О возможности нападения Германии на СССР догадывались почти все, но эвакуировать семьи советским военным и чиновникам не рекомендовалось. А утром 22 июня 1941 года уже пришлось бежать.
Бомбежка была настолько сильной, что Елизавета Костякова, о которой мы упоминали выше, не успела даже документы захватить из дома, в котором она жила с мужем. Жажда, кровь, убитые женщины, мужчины, дети. Когда стало совсем тяжело, жены комсостава сдались в плен. Немцы держали этих женщин в тюрьме-там, где еще недавно сидели польские граждане. Позже Елизавете удалось освободиться.
Спастись в тот ужасный день, 22 июня 1941 года, смогли далеко не все. Советские граждане, военные, чиновники верили, что им нужно продержаться еще час, еще тридцать минут и придет помощь, поддержка. Однако Красная Армия отступала, а немецкий «блицкриг» двинулся дальше на Восток...
Памяти солдатам, кто первым встретил врагов на своей земле...
_________________ Быть иным среди других сложно, но удивляя окружающих, можно быть Богом
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
Форум родителей живет
Форум для подростков и приемных детей, для родителей школьников и усыновителей,
где опыт мам и пап важен для всех в общении.
Родительский сайт по разделам где есть статьи, по городам где общие интересы в эфире.
Социальная сеть родителей, бабушек и дедушек - это аудитория охвата по Грузии, Казахстану, Азербайджану, Молдова и стран СНГ Все материалы сайта представлены только для ознакомления. При копировании материала ссылка наforumroditeley.ru
обязательна!